Фракционное радиочастотное ремоделирование Fractora в комбинации с RFAL-процедурами FaceTite, NeckTite и BodyTite
Для оптимизации уплотнения мягких тканей насадки RFAL часто комбинируют с рабочей платформой Fractora и фракционными насадками для RF-ремоделирования. Fractora представляет собой насадку и процедуру обработки на базе рабочей платформы BodyTite, ее по праву считают одним из самых инновационных инструментов фракционного ремоделирования, доступных в эстетической пластической хирургии. Проще говоря, Fractora позволяет умелому эстетическому пластическому хирургу добиться сокращения морщин, сравнимого с результатами любого фракционного CO2-ремоделирования, без термических эпидермальных повреждений, характерных для оптических фракционных лазеров, вдобавок с более выраженным эффектом уплотнения мягких тканей по сравнению с результатами обработки CO2-лазером.
Инновационная и запатентованная технология Fractora является продолжением работы д-ра Крейнделя (технический директор Invasix) над другими фракционными радиочастотными устройствами еще во время нахождения на должности технического директора других компаний, таких как Syneron, ESC и Lumenis. Насадки Fractora оснащены острыми игольчатыми наконечниками для фракцион-ного RF-ремоделирования. Иглы представляют собой положительно заряженные электроды, и с каждой стороны насадки имеются два возвратных электрода, расположенные на значительном расстоянии. Насадки Fractora выпускаются с различной плотностью расположения игл и длиной стержней, а также с проксимальным силиконовым покрытием или без него. Конфигурация Fractora включает положительно заряженные игольчатые электроды и отрицательно заряженные, расположенные на широком расстоянии боковые электроды (Рисунок 1-1).
Одноразовый пластиковый наконечник Fractora вставляется в манипулу. Колеблющийся радиочастотный ток течет вниз по острым положительно заряженным иглам, которые проникают в эпидермис и дермальную ткань на разную глубину в зависимости от выбранного наконечника Fractora и параметров тока. RF-ток вызывает абляцию ткани вокруг каждого кончика иглы. Абляция подобна той, которая наблюдается при воздействии фракционного лазерного излучения, например эрбиевого или CO2-лазера. Кратер абляции затем окружается зоной необратимой коагуляции. Зона необратимой коагуляции будет замещена коллагеном, эластином и основным межклеточным веществом, тогда как зона абляции, если она эпидермальная и дермальная по своей природе, будет эпителизирована базальными кератиноцитами и затем восстановлена в течение 42 дней. Существует также конечная зона неаблятивного, некоагуляционного субнекротического нагрева, образующаяся при протекании тока от вершины абляционного кратера к широко разнесенным между собой отрицательно заряженным электродам (Рисунок 1-2).
В отличие от фракционного CO2-ремоделирования, эффект которого является суммированием многочисленных независимых абляций, контролируемое повреждение Fractora объединяет последовательные фракционные кратеры абляции (такие как при терапии CO2-лазером), неаблятивную RF-термостимуляцию и уплотнение коллагена, формирующееся под действием RF-тока, текущего к отрицательным электродам. Это неаблятивное уплотнение нельзя недооценивать, оно способствует лучшему уплотнению и сокращению мягких тканей с помощью Fractora, будучи по своей способности корректировать морщины сопоставимо с лазерным ремоделированием CO2-лазером. Рабочая платформа Fractora поставляется с комплектом различных наконечников; выбор конкретного наконечника для процедуры зависит от степени солнечного эластоза, профиля морщин и намеченного эффекта лифтинга и уплотнения (Рисунок 1-3).
Можно классифицировать наконечники семейства Fractora в зависимости от наличия покрытия у игл (с покрытием и без покрытия), а также по длине игл (средние дермальные и трансдермальные иглы). Один из наконечников Fractora со средней плотностью расположения игл в количестве 60 штук, длиной 600 мкм, создает классические эпидермально-дермальные кратеры абляции, подобно эрбиевому или CO2-лазеру, через поверхностный и средний сосочковый слой дермы глубиной 600 мкм (Рисунок 1-4).
Зона необратимой коагуляции имеет ширину порядка 100–150 мкм, как и зона абляции. RF-ток затем течет от вершины аблятивного кратера к широко разнесенным отрицательным электродам, создавая необходимую зону неаблятивной RF-стимуляции, ремоделирования коллагена и уплотнения. Таким образом, абляция Fractora и неаблятивный RF-лифтинг или субляция совместно вызывают уменьшение морщин и значительное уплотнение тканей. Наконечник с 60 иглами используется у людей со слабовыраженным солнечным эластозом и мимическими морщинами с умеренной дряблостью кожи. Его следует применять при работе с пациентами, имеющими I–IV фототип кожи, придерживаясь стандартных параметров, в меньшей степени данная насадка подходит для пациентов с темными фототипами кожи, в таком случае следует устанавливать средние значения параметров. Наконечник Fractora с 126 микроиглами характеризуется высокой плотностью потока энергии и предназначен для работы с пациентами, имеющими выраженный поверхностный солнечный эластоз и мимические морщины (Рисунок 1-5).
Наконечник оснащен иглами той же длины, 600 мкм, что позволяет им проникать через средний сосочковый слой дермы, однако за счет наличия 126 игл плотность воздействия увеличивается до 13–14% по сравнению с 8–9%, характерными для наконечника с 60 иглами. Как правило, наконечником с 60– 126 иглами выполняют не более двух проходов без наложения. Более 2–3 проходов могут создать эффект нефракционного воздействия на кожу, что повышает риск отсроченного заживления, гипопигментации или рубцевания. Fractora с 24 иглами длиной 3000 мкм представляет собой трансдермальный абляционный наконечник для выраженного уплотнения и устранения морщин. Наконечник с глубиной проникновения 3000 мкм используется для коррекции глубоких рубцов от угревой сыпи, глубоких мимических морщин, таких как периоральные линии курильщиков («штрих коды»), морщин и дряблости нижнего века, а также малярных мешков. Наконечник с 24 иглами длиной 3000 мкм создает радиочастотную абляцию, распространяющуюся на папиллярную и ретикулярную дерму (Рисунок 1-6).
Эта трансдермальная абляция охватывает сравнительно небольшую площадь поверхности, поскольку наконечник оснащен только 24 микроиглами. Площадь покрытия насчитывает лишь 3%. Область повреждения также имеет три составляющие: зону абляции, зону необратимой коагуляции и зону неаблятивного субнекротического плавного RF-нагрева, или субляции, эта зона образуется при протекании тока от вершины кратера абляции к отрицательным боковым электродам. Все вышеупомянутые наконечники с 60, 126 и 24 иглами без покрытия оказывают тепловое воздействие на эпидермис. Как и фракционная абляция CO2-лазером, эти непокрытые игольчатые электроды приводят к выраженной эпидермальной термической абляции с формированием кратера. Ремоделирование повреждения по продолжительности и исходу аналогично таковому после воздействия СО2-лазером, однако характеризуется более высоким риском выраженного эпидермально-дермального теплового воздействия. При правильном выборе настроек и вида тепловой энергии, соответствующего типу кожи, эпидермаль-но-дермальная абляция может привести к хорошим поверхностным и срединным дермальным улучшениям текстуры, уменьшению морщин и уплотнению кожи.
Существует, однако, острая потребность в технологии защиты эпидермиса от чрезмерного нагрева, которая позволит избежать термоповреждения эпидермиса и дермы потоком энергии высокой плотности и снизит вероятность таких осложнений, как нарушения пигментации. Лазерное излучение неминуемо оказывает значительное термическое воздействие на эпидермис. Многие пациенты нуждаются в более выраженном уплотнении мягких тканей, которого невозможно достичь путем ремоделирования эпидермиса и поверхностного сосочкового слоя дермы. В то же время попытка воздействовать на глубокорасположенные мягкие ткани лазерным излучением неминуемо будет сопровождаться селективным фототермолизом с водой в качестве хромофора, по этой причине процедуры термического воздействия, сопровождающиеся прохождением энергии через эпидермис, не могут быть проведены посредством эрбиевого, CO2- и других видов лазеров. Наконечник Fractora с 24 покрытыми силиконом игольчатыми электродами длиной 3000 мкм позволяет создать входной канал через эпидермис и поверхностные слои дермы без термического повреждения и уже непосредственно воздействовать на сосочковый и ретикулярный слои дермы аблятивной коагуляционной фракционной энергией, вызывая сокращение дермы, которое дополняет достигнутые посредством FaceTite и NeckTite результаты. Наконечник Fractora с 24 покрытыми силиконом игольчатыми электродами я чаще всего использую в комбинации с процедурами FaceTite и NeckTite. Наконечник с 24 игольчатыми электродами, 2000 мкм длины которых изолировано силиконом, оказывает поверхностное механическое повреждение, вызванное проникновением игл в кожу. Когда дистальная не покрытая силиконом часть длиной 1000 мкм проникает в дерму, доктор нажимает ногой педаль для осуществления коагуляционного и аблятивного воздействия на сосочковый и глубокий ретикулярный слои дермы. Этот щадящий эпидермальный эффект в сочетании с глубокой фракционной абляцией активизирует продукцию коллагена в сосочковой и ретикулярной дерме, что приводит к более выраженному уплотнению мягких тканей при использовании в комбинации с FaceTite, NeckTite и даже BodyTite. Затем можно использовать наконечник с 60 игольчатыми электродами без покрытия со средней плотностью энергии поверх обработки 24 покрытыми силиконом иглами для поверхностного ремоделирования и коррекции поверхностных морщин, эластоидных изменений, неровностей текстуры, дисхромии и общих проявлений солнечного эластоза.
Эти два наконечника Fractora, с 24 и 60 игольчатыми электродами, я называю дизайнерами дермы, поскольку они позволяют проектировать глубину теплового воздействия, сохраняя при этом зону эпидермально-дермального соединения от термического повреждения — характерного осложнения эрбиевого и CO2-лазерного воздействия.
Стандартная техника Fractora выполняется после процедур FaceTite и NeckTite. После завершения глубокой штамповки и поверхностного подкожного нагрева, когда намеченные конечные точки процедуры FaceTite достигнуты, приступают к работе с наконечником Fractora.
Концепцию комбинации FaceTite и Fractora образно можно представить в качестве «сэндвич-лифтинга», в рамках которого FaceTite обеспечивает субдермальное уплотнение, наконечник Fractora с 24 покрытыми силиконом игольчатыми электродами агрессивно воздействует на ретикулярную дерму, вызывая ее ремоделирование, а наконечник с 60 игольчатыми электродами оказывает мягкое действие на сосочковый слой дермы и эпидермис (Рисунок 1-7).
Техника работы с наконечником с 24 микроигольчатыми электродами
Наконечник Fractora с 24 покрытыми силиконом игольчатыми электродами используется после FaceTite и NeckTite. Наконечник имеет следующие рабочие параметры: 45–55 мДж на игольчатый электрод; 1,5–2 импульса/с. После процедуры FaceTite приступают к обработке зоны коррекции наконечником Fractora с 24 микроигольчатыми электродами. При стандартной технике требуется механическое воздействие: ногу снимают с педали, кожу натягивают и с усилием вводят наконечник Fractora с 24 микроиглами до эпидермально-дермального соединения. Как только микроигольчатые электроды проникли в кожу вплоть до эпидермально-дермального соединения с вовлечением силиконового покрытия, ножную педаль нажимают последовательно 3–4 раза со скоростью 1 нажатие/с, что сопровождается высвобождением импульсов энергии, при этом наконечник должен оставаться неподвижным. Эта техника суммирования термических эффектов позволяет за 4–5 с оказать на ткань кумулятивное воздействие коагуляционной энергией. Другие конкурентные технологии показали, что абляционная энергия между 65 и 80 °C приводит к оптимальному сокращению мягких тканей без разрушения эпидермиса, и та же тактика и стратегия применяются при работе с насадкой Fractora.
После серии из 4–5 импульсов в одной области наконечник Fractora удаляется с кожи и выбирается следующая зона воздействия. Пользователю следует тщательно следить за тем, чтобы новая зона обработки на 50% перекрывала предшествующую. Само собой разумеется, перекрытие не должно приближаться к 100%, так как слишком интенсивное воздействие RF-током, протекающим обратно к отрицательному электроду, приведет к формированию зоны эпидермолиза и полосы эритемы. Перекрывая 50%, вы гарантируете, что отрицательный электрод находится в середине предыдущей зоны абляции, это поможет вам избежать эпидермолиза при наложении отрицательных электродов во время следующего импульса. Придерживаясь техники 50%-ного перекрытия, вам снова придется приложить механическую силу к наконечнику Fractora, заставляя не имеющий силиконового покрытия кончик и покрытую силиконом часть иглы проникать в сосочковый слой дермы. Важно помнить, что дистальные 1000 мкм иглы Fractora не имеют покрытия, поэтому абляция происходит на дистальном кончике иглы, находящемся в глубоком сосочковом и ретикулярном слоях дермы. Снова выполняется серия из 3–4 импульсов, после чего наконечник Fractora удаляется и вновь с перекрытием 50% устанавливается над следующей зоной абляции. Эта техника из серии 3–4 импульсов с 50%- ным перекрытием реализуется по всей области обработки FaceTite и NeckTite. В зависимости от выраженности дряблости кожи могут быть выполнены второй и третий проходы.
Техника работы с наконечником с 60 микроигольчатыми электродами
После завершения процедуры обработки при помощи наконечника с 24 микро игольчатыми электродами, состоящей из 3–4 проходов, каждый из которых включает серию из 3–4 импульсов, можно дополнительно проработать зону наконечником с 60 микроиглами без покрытия для обеспечения более выраженного поверхностного фракционного RF-ремоделирования. Этот наконечник используется при I–IV фототипе кожи, так как характерные для них поверхностные эластоидные изменения требуют более поверхностной эпидермально-дермальной абляции. Стандартные настройки для наконечника с 60 игольчатыми электродами без покрытия при использовании его после наконечника с 24 игольчатыми электродами с покрытием в зонах, обработанных FaceTite: 35–45 мДж на электрод, 1–2 импульса/с. Как правило, при работе с наконечником с 60 микроиглами серии импульсов не используются, и 2–3 прохода могут быть выполнены по той же зоне, что была обработана наконечником Fractora с 24 микроиглами, покрытыми силиконом, за несколько проходов с серией импульсов. Термическая абляция посредством 60 микроигольчатых электродов носит более поверхностный характер, охватывая сосочковый слой дермы, с существенной эпидермально-дермальной радиочастотной абляцией, обеспечивающей коррекцию поверхностных морщин и улучшение текстуры кожи. Комбинированное применение техники обработки Fractora наконечником с 24 микроиглами с покрытием и наконечником с 60 микроиглами без покрытия после процедуры FaceTite и NeckTite позволяет достичь значительной глубокой термической дермальной абляции и глубокого ремоделирования сосочкового и ретикулярного дермального слоя, а также коррекции дисхромий и поверхностных эпидермально-дермальных и охватывающих сосочковый дермальный слой морщин. Комбинация Fractora и FaceTite приводит к оптимальной аблятивной и неаблятивной термической стимуляции среднего и глубокого сосочкового слоя дермы, а также подкожного субдермального пространства и вертикальному последовательному сокращению ФСС. Вся эта термическая сеть сокращения, от срединного сосочкового слоя дермы до глубокой подкожной ФСС, вносит свой вклад в значительное ремоделирование мягких тканей, подробно рассмотренное в рецензируемых статьях, и может улучшить клинический эффект неэксцизионного лифтинга у ваших пациентов. Рабочие платформы BodyTite и Fractora являются отличным «двойным ударом», который может принести успех в работе любому пластическому, лицевому пластическому, окулопластическому и косметическому дерматологическому хирургу.
Идеальные зоны для применения наконечника Fractora с 24 покрытыми силиконом микроиглами с последующей обработкой наконечником с 60 микроиглами или без нее в комбинации с процедурой FaceTite включают: 1) верхнее и нижнее веко; 2) верхнюю губу; 3) переднюю поверхность шеи, в особенности начальный отдел и переднюю поверхность кожи шеи ниже места проекции щитовидной железы до яремной вырезки (Рисунок 1-8).
Кожа нижней половины шеи может отличаться выраженной дряблостью с вертикальными эластоидными морщинами (степени 7–9 по Фицпатрику) и напоминать кожу амфибий и рептилий. Наконечники Fractora с 24 микроиглами с покрытием и 60 микроиглами идеально подходят для работы в перечисленных зонах, после того как субдермальная область была нагрета при помощи FaceTite и NeckTite до конечных точек и описанных выше параметров. Другие области, где Fractora можно эффективно использовать в сочетании с FaceTite, включают в себя дряблую кожу и целлюлит верхней части руки как передней, так и медиальной и дорсальной поверхностей. Передний подмышечный хвост молочной железы хорошо реагирует на процедуры FaceTite и Fractora так же, как и дряблая кожа абдоминальной области. Рубцовые изменения средней трети лица также являются отличной мишенью для FaceTite.
Fractora стала незаменимым инструментом эстетического пластического хирурга для неэксцизионного достижения лифтинг-эффекта. Современные пластические хирурги и косметологи могут применять FaceTite и NeckTite для дополнительной коагуляции и уплотнения мягких тканей и оптимальной коррекции таких эстетических проблем, как расширенные поры, глубокие и поверхностные морщины, нарушения пигментации, воспалительные изменения, такие как рубцы постакне.
Техника применения наконечников с 24 микроиглами с покрытием и 60 микро иглами без покрытия приводится на сайте mybodytite.com